«Не хочу и не буду!» Когда ребёнок саботирует домашние задания - 1

С наступлением нового учебного года родители сталкиваются с актуальной проблемой: ребёнок внезапно отказывается делать уроки. Даже опытные родители порой пребывают в недоумении: можно ли вообще мотивировать школьников делать уроки и с чего следует начать? Давайте подумаем вместе!

Только не спешите называть своего ребёнка ленивым и безалаберным! Если школьник не хочет делать уроки, то за его поведением кроется какая-то важная причина.

Почему?!

Даже за понятием «лень» стоит целый комплекс предпосылок, из-за которых ученик может несерьёзно относиться к выполнению уроков. А если брать шире, то таких причин огромное множество. 

1.  Отсутствие мотивации. Часто такое состояние называют ленью, но это не так. Об этом говорилось выше: ребёнок просто не понимает, для чего ему нужно делать домашнее задание. Он тратит много сил и времени на чтение, счёт и письмо, но не видит никакого результата (например, его не спрашивают на уроках, отметок не ставят, или же его успехи всегда на одном уровне, сколько бы он ни вкладывался). Тогда зачем напрягаться в следующий раз? Кстати, скорее всего, сами родители тоже когда-то «забивали» на чтение домашних параграфов по истории или на выполнение письменных упражнений по русскому языку, если знали заранее, что их не вызовут и не спросят. Получение оценки — это тоже мотивация. 

2.  Неважное самочувствие. Если школьник находится в перманентном стрессе, он уставший, постоянно ощущает слабость, головную боль или напряжение в области позвоночника, то не удивительно, что уроки он делать не желает — ему хочется наконец отдохнуть, а не сидеть несколько часов за письменным столом.

3.  Отсутствие интереса или понимания предмета. У каждого школьника найдётся нелюбимый предмет, одно упоминание о котором вызывает одновременно и скуку, и раздражение, и тоску. А кому нравится заниматься тем, что вызывает зевоту или уныние? Вот и ребёнок старается всячески увильнуть от неизбежного. Если же школьник предмет не понимает (возможно, какие-то конкретные темы), то и смысл самих уроков утрачивается: как развивать навык и закреплять материал, который даже не усвоил? Здесь уже потребуется глубинный подход: разобраться в сложностях, избавиться от слабых мест, иногда нанять репетитора или переговорить с педагогом.

4.  Страх неудач. Если ученик боится ошибиться, получить плохую оценку, растеряться у доски перед строгой учительницей, то выполнение уроков для него будет пыткой, которой хочется избежать.

5.  Сильная загруженность. Не удивительно, что ребёнок, дни которого расписаны по часам, вместо уроков предпочитает просто погулять с друзьями, позависать в гаджетах или поваляться на кровати. При забитом графике (когда ежедневно то секции, то кружки, то репетиторы, то соревнования) домашнее задание явно стоит не на первом месте по важности.

6.  Личные проблемы. Не стоит исключать и такой вариант: умерла собака, первая влюблённость, папа уехал в командировку, лучшая подруга обижается третью неделю… Случается всякое! Школьники — существа ранимые. Поэтому незначительное для нас, но важное для них событие или действие может надолго выбить их из колеи. В этом случае не то, что делать уроки, а иногда есть и спать не хочется.

Мамам и мама необходимо понимать: школьник остаётся ребёнком. Он может быть относительно самостоятельным, насколько это возможно в его возрасте, но при этом ещё не уметь распоряжаться своим временем. Проверьте: может, ваш школьник совсем не против сесть за уроки, да вот только с самоорганизацией, планированием дня и временным ориентированием у него туговато.

Рекомендации для родителей

И всё-таки даже при наличии весомых причин уроки делать нужно. При этом заставлять школьника — не вариант. Криками, угрозами, запугиваниями и давлением можно только усложнить отношения, подорвать доверие и пробудить у ребёнка полное отвращение к школе. Тогда как помочь?

  1. Объясните ребёнку подробно и доступно, для чего нужно делать уроки. «Получать хорошие оценки» — не лучший способ мотивации. Можно рассказать, что разборчивый почерк пригодится в будущем на работе, а умение считать столбиком — даже в быту.
  2. Дети любят, когда родители их хвалят. Поэтому не забывайте словесно поощрять детей за выполнение домашнего задания, за самостоятельность. Хвалите конкретно: «Мне нравится, как аккуратно ты оформил сочинение» или «Ты сегодня запомнил больше английских глаголов, чем неделю назад!». А ещё формируйте у детей позитивное отношение к себе и к тому, что они делают: «У тебя обязательно получится!», «Ты сможешь, я в тебя верю», «Ты способный и прилагаешь все усилия, не сдавайся».
  3. Помогите ребёнку организовать режим дня. Вместе составьте удобное расписание, распечатайте его или нарисуйте, повесьте на видное место. Можно подарить ребёнку меловую доску или умные часы, чтобы он мог следить за временем и соблюдать свой график.
  4. Не ругайте детей за оценки, больше общайтесь на школьную тему и обсуждайте происходящее в стенах учебного заведения. Если у ребёнка возникнут проблемы (например, он не хочет делать уроки, потому что не понял тему), он сможет посоветоваться с вами.
  5. Помогайте ученику. Речь идёт не о том, чтобы выполнять все домашние задания за школьника, а чтобы оказывать поддержку, когда это необходимо. У некоторых детей есть сложности с логическим мышлением, у других — с образным. Задача мам и пап — направить ребёнка по верному пути, объяснить непонятное максимально простым языком или привлечь помощь от специалистов.
  6. Пересмотрите нагрузку. Проинспектируйте детский график на наличие дополнительных занятий. Дайте ребёнку «отдышаться», чтобы после школы он мог отдохнуть и восстановить свои ресурсы. В ином случае ни времени, ни сил на уроки у него просто не будет оставаться. Учёные давно доказали, как важно детям лениться и бездельничать!
  7. Развивайте у детей интерес к обучению. Ведь правда: учиться может быть очень интересно, но не все школьники об этом знают. Когда учёба превращается в монотонный кошмар с ежедневными криками «А ты уроки сделал?!!!?», ни о каком познавательном интересе нет и речи. Пробуждайте его! Ходите с ребёнком в разные музеи, на выставки, в театры, на интерактивные шоу, экскурсии. Тогда помимо знаний, у ребёнка незаметно начинают формироваться навыки эффективного усвоения и сохранения информации, обогащается словарный запас, развивается умение анализировать и систематизировать. А в домашних условиях просто ищите вместе ответы на интересные вопросы — в интернете или в энциклопедиях.
  8. Создайте благоприятную атмосферу. Если у ребёнка нет личного уголка или отдельного рабочего стола, то даже это может вызвать у него нежелание делать уроки. Сверлящий стены сосед, бабушка, предлагающая пирожки каждые пять минут, игривый пёс — в такой обстановке точно не до уроков! Помните, что залог детской внимательности и дисциплины прежде всего в наличии специально отведённого учебного места, хотя бы небольшого, но тихого и комфортного.

Уроки для многих детей — большая трудность. Кто-то не понимает предмет, кто-то не хочет преодолевать эту сложность без родителей, а кто-то просто очень устал. Какой бы ни была причина детского нежелания выполнять домашнее задание, главное — сохранять спокойствие, любовь и воспитывать в ребёнке адекватную самооценку. Пробуждайте вместе интерес к познанию, хвалите и вместе решайте возникающие проблемы. И всё будет хорошо.