Подросток не хочет общаться со сверстниками. Что делать? - 1

Во время подросткового периода основной формой познания мира становится общение со сверстниками. Если дошкольники узнают мир через игру, младшие школьники основные знания получают через учебную деятельность, то задачей подросткового возраста является социализация и познание себя. Для подростка важно занять своё место среди сверстников, прожить опыт дружбы, предательства, любви. Если подросток не общается со сверстниками, то он может упустить важные этапы развития и становления личности.

Существует ряд причин почему подросток не общается со сверстниками, исходя из настоящей причины определяется способ работы.

Первой причиной может стать наличие неприятного опыта общения. В результате у подростка сложилось ощущение недоверие окружающим. Он вроде бы и хочет общаться, но страх и не доверие, ожидание неприятного исхода не дают ему возможности.

Второй причиной может стать естественная застенчивость и стеснительность. Скорей всего эти ребята тревожны и сделать первый шаг к контакту с другими людьми для них огромная победа. В этом случае тревога и страх мешают заводить друзей, такие ребята чаще всего не умеют и не знают как начинать коммуникацию.

Третьей причиной может быть низкая потребность в коммуникации. Подростку на самом деле может быть хорошо, когда у него мало контактов. Ему приятно находиться в своих мыслях, не хочется пускать большое количество людей в своё личное пространство. Здесь важным моментом для родителя является понять – как на самом деле ребёнку, хорошо и приятно, или всё-таки это вынужденное одиночество.

Как же взрослыми понять, что у подростка есть проблемы с коммуникацией?

  • Искренне интересоваться делами ребёнка, спрашивать как дела, что сегодня было нового, с кем из ребят сегодня общался, что у друзей нового.
  • Наблюдать. Как ведёт себя ребёнок, бывает ли так что ему грустно, когда он один, с каким настроением возвращается из школы и кружков.
  • Пообщаться с другими взрослыми. Например, с учителями или педагогами. Поинтересоваться их мнением, спросить как подросток проводить время на перемене.
  • Прислушаться к себе, это ваша тревога по поводу того, что ребёнок мало контактирует, а ему на самом деле хорошо. Или вы действительно замечаете, что подростку трудно в этом вопросе и ему необходима помощь.

Если вы заметили, что подросток не хочется общаться со сверстниками, данная тема вызывает у него бурные реакции (например, злость, раздражение, грусть), то можно обратиться к психологу. Подростковые коммуникативные группы направлены на обучение подростков навыкам общением, поиск и преодоление основных страхов в контакте со сверстниками.  В психологическом центре «12 Коллегий» для ребят в возрасте 12-13 лет есть группа «Общение и эмоции», основной целью которой является обучением навыкам социализации и знакомство со своими эмоциями. Для подростков 14-17 лет на группе «Личностный рост» можно прорабатывать вопрос общения со сверстниками.