Помогаем школьнику справиться с застенчивостью - 1

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как помочь школьнику справиться с застенчивостью. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.

Помогаем школьнику справиться с застенчивостью - 2Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Чрезмерная детская застенчивость беспокоит родителей и является одной из самых частых причин обращения к психологу. По статистике, среди подростков от 12 до 14 лет от нее страдают около 50 % мальчиков и более 60 % девочек.

Статистические данные опубликованы в рамках научной работы «Социометрический статус подростка в группе сверстников и его связь с застенчивостью».

Хорошо, если проблемы ограничиваются временным неумением заговорить с понравившимся мальчиком или пригласить в кино симпатичную девочку. Хуже, если это порождает проблемы при общении в социуме, получении качественного образования и, как следствие, определении своего жизненного пути.

Корр.: Как формируется детская застенчивость? Это врождённое качество или приобретённое?

Дарья: В корневой структуре застенчивости лежит неспособность человека справляться с реалиями. Возникает: «Я не беру, не иду и не делаю… потому что боюсь поражения». Это красивая формулировка для маскировки страха. Разъяснения: «Я не боюсь, но стесняюсь», «Просто не люблю, когда меня негативно оценивают» – скрывают страх оценки со стороны окружающих. Итогом позиции «Хочу сделать, но не делаю» становятся расстройство, подавленность, плохое настроение. Потому что хотеть совершить поступок такой ребёнок не перестаёт.

Застенчивость формируется тремя факторами:

  1. Темперамент. Это качество врождённое и задаётся генетически. При этом у одних и тех же родителей в одинаковых условиях растут абсолютно разные дети. Один будет мириться с тем, что ему не нравится, другой станет бунтовать. У пробивных родителей вполне может быть застенчивый ребёнок и наоборот. Предусмотреть или просчитать здесь ничего невозможно. Качества передаются от бабушек, прабабушек, прадедушек и других предков.
  2. Воспитание. Если характер взрывной, то он обычно ломает страх. Гнев берёт верх, и человек от злости начинает делать что-либо. Но у застенчивых людей внутренняя реакция – проломить – отсутствует. Ребёнок просто боится и остаётся на месте. Это может устраивать родителей и ими поощряться. Кроме того, кто-то из старших в семье может демонстрировать такую модель поведения как нормальную. Например, мама по отношению к папе или к бабушке.
  3. Среда. Это родители, бабушки-дедушки, братья-сёстры, друзья, школьное окружение. Среда подкрепляет выбранный формат поведения. Например, такой ребёнок может быть удобным для учителя. Он не создаёт волнений и проблем. Правда, учитель не может рассчитывать на него, ведь если вызвать такого ученика к доске, то он не сможет ответить, хотя и знает материал. Подыгрывая ученику, учитель меньше заставляет отвечать устно, выставляя оценки за письменные работы. Такой ребёнок постесняется спросить, если чего-то не понял. Возникают пробелы. Это формирует ощущение бесправности.

Корр.: Бывает ли ситуация, когда у человека с одной стороны – сильный характер, с другой – он всё-таки застенчив?

Дарья: Может быть и так. Упорство – черта сильного человека. Она не чужда застенчивым. Но у нас часто путают застенчивость и скромность, а это разные состояния даже по ощущениям. Скромности стоит поучиться. В том числе для того, чтобы добиться успеха в жизни… Это то, что мы вырабатываем сами, демонстрируя как результат хорошего воспитания. «Я могу себе позволить быть скромным».  

Застенчивость же – негативная черта, которая мешает жить и развиваться. Она заставляет нас не сделать, не сказать чего-либо. Если ребёнок не объяснил, что его волнует, не спросил о том, чего не понял, а промолчал – проглотил, и это стало нормой, то он не раскроется и не достигнет в жизни того, на что способен. Выраженная черта застенчивости – невозможность проявляться ярко. В этой области лежит всё, что касается публичных выступлений, громких выражений, импульсивности и эмоциональной реакции… Застенчивость однозначно помешает достичь успеха и вести соответствующую деятельность тем, кто хочет стать публичной персоной …

Корр.: Есть ли форма деятельности, где застенчивость может помочь?

Дарья: Конечно. Есть масса профессий, где она как минимум не станет препятствием. Для писательской или научной деятельности она может быть даже удобна, поскольку поначалу поможет втянуться в предмет изучения и увлечься. Более того, впоследствии она может пройти сама по себе. Ведь глубокие знания – один из факторов, рождающих уверенность в застенчивом человеке. Её носитель может просто перерасти проблему и позже вспоминать о ней с улыбкой.

К слову: самая популярная писательница своей эпохи Агата Кристи сознавалась, что страдает от «унизительной, ужасной, неизбежной застенчивости». Однажды из-за этого она не смогла попасть на вечеринку, устроенную в отеле «Савой», в честь успеха пьесы, поставленной по её произведению. Одетую в своё лучшее платье 67-летнюю писательницу не узнал швейцар и не пропустил в зал. Вместо того чтобы воскликнуть: «Да вы знаете, кто я!», она покорно отошла и, сидя в холле одна, наблюдала за веселящимися гостями. Впрочем, едва ли её детективы обрели бы такую известность, если бы автор не развила в себе умение наблюдать…

Дарья: Застенчивость – это боязнь чужого мнения. Когда человек один, то он от такого мнения гарантированно избавлен. В силу небольшой загруженности посторонними контактами у него есть больше времени для учебы. Если человек упорный или увлечённый, то застенчивость может даже способствовать его развитию.

Минус в сопутствующих внутренних переживаниях: ему чего-либо хочется, но он не делает нужных шагов для достижения желаемого. В детском возрасте это не воспринимается как проблема. Мама кормит, а папа ходит на работу. Кажется, что всё нормально. И если школьник не справился и не смог посещать кружок, то само по себе это не страшно. Но во взрослой жизни – чревато последствиями. Человек не может позволить иметь то, что хочет, потому стесняется. При этом он не станет драться, кусаться и у него будет меньше проблем. Застенчивость оставит его дома и убережёт от негативных событий. У такого человека больше шансов прожить очень спокойную бесконфликтную жизнь, но будет ли она счастливой?

Как бороться с застенчивостью?Рекомендации Дарьи Кузнецовой

В первую очередь, нужно разобраться, чем застенчивость хороша или плоха для самого ребёнка. Нужно ли с ней бороться? В определённой среде застенчивость может быть защитным механизмом. Например, если дома сложилась психологически неприятная обстановка. Мама очень требовательная и слишком много хочет от сына. Она всё время тащит куда-то: «Иди, расскажи стишок бабушке». И «я стесняюсь» в данном случае переводится как «я не буду», которое, в свою очередь, может разниться. Это может быть страх выхода на сцену, где ты обливаешься потом и забываешь всё, что хотел сказать. Но возможно, что ребёнок успешно справится с ситуацией, если среда станет благоприятной или если он осознает необходимость в заданном действии… Главное, чтобы такая реакция не стала привычкой и не превратилась в комплекс или способ ничего не делать. Убегать таким образом от решения проблемы.

Чтобы этого не случилось, нужно уделить ребёнку внимание – ненавязчиво понаблюдать, как и в какой компании он общается. Дать ему возможность проявить себя в разных коллективах и различной обстановке.

Один из самых авторитетных идеологов XX века Махатма Ганди с детства слыл очень застенчивым человеком. Несмотря на глубокие познания в юриспруденции и гибкий ум, ему долгое время не удавалось результативно оказывать поддержку подзащитным в качестве адвоката. Его публичные выступления были слабыми, слова путались, и он не мог справиться с волнением. Изнуренный неудачами Ганди отправился работать в Южную Африку, где многие его соотечественники, попав в тяжёлую ситуацию, стали обращаться к нему за советом и помощью. Именно там он обрёл навыки общения и нашёл свое призвание борца за права угнетённых.

Во-вторых, вспомним, что застенчивость – это обратная сторона страха. Хороший способ борьбы со страхом – ответственность. Мы берём на себя ответственность за что-либо: за выступление, за проведение мероприятия, за событие. Это развитие воли. Если застенчивого ребёнка постепенно наделять полномочиями: «Мы с тобой точно сможем. А без тебя я не смогу», то с развитием зоны ответственности сократится зона застенчивости. Осознание ответственности за что-то или кого-то вытесняет мысли о себе и своих страхах.

Жена американского президента Рузвельта Элеонора преодолела застенчивость, превратив сопереживания и ответственность за других в свою обязанность. Она поддерживала женщин и чернокожих в своей стране, когда те были совсем бесправны, и таким образом вписала свое имя в историю этой страны.

В-третьих, понаблюдайте за застенчивыми детьми. Для них характерны нерешительность, тихий голос, сомнения во всём и нежелание высветиться. Соответственно, предложите им научиться сначала просто говорить. Говорить с каждым разом громче и внятнее. Говорить как можно больше. То есть действовать по нарастающей. И не стоит забывать, что каждое их слово – результат принятого решения. Когда слов много, не остаётся времени для сомнений.

Писатель Стивен Кинг, получивший прозвище «Король ужасов», у которого было продано более 350 миллионов экземпляров книг, в своем интервью давал рекомендации: «Нужно действовать быстро, записывая сюжет, как только он приходит на ум. Только так удаётся сохранить первоначальный энтузиазм и убежать от сомнений в себе». По мнению психологов, чем больше застенчивый человек думает о проблемах, тем больше растут его тревожность и нерешительность.

И важно научиться выражать негативные эмоции. Потому что положительные эмоции застенчивый ребёнок всё-таки выражает. А негативных стесняется. При этом, если застенчивость с возрастом превращается в сдержанность – это плюс. Дипломат должен быть сдержанным, но не может быть застенчивым. У него есть внутренний налаженный механизм сдерживания и проявления своих эмоций…

Четвёртым способом борьбы с застенчивостью я бы назвала увлечённость. Позвольте школьнику увлечься чем-либо всерьёз. Суть в том, что в современном мире застенчивому ребёнку нужно дать место и голос. В буквальном смысле это может быть площадка на YouTube. Ведь он застенчив, потому что считает, что здесь неуместен и не имеет права говорить. Это также может быть возможность проявить себя и раскрыться в том, что ему по-настоящему интересно. Кто-то выплеснет себя в волнующей статье. Другой со временем сможет генерировать уникальные идеи или станет изобретателем. В любом случае человек перестаёт стесняться собственных мыслей и начинает их выражать.

На самом деле, застенчивость проходит, когда человек погружается в по-настоящему интересное занятие. Признанный гений Альберт Эйнштейн в детстве был очень застенчивым мальчиком, отчего в школе успехами, мягко говоря, не блистал. Лишь когда нашёл себя в физике, он обрёл друзей и единомышленников. Любопытно, что в его научных изысканиях от робости нет и следа. Именно ему принадлежит фраза: «Тот, кто никогда не ошибается, никогда не пробовал сделать что-то новое».

Вообще, человек, который был застенчивым в детстве, имеет шансы стать совсем незастенчивым во взрослой жизни. Такие качества качаются как мышцы. Многие навыки достигаются тренировками и постепенным наращиванием количества и качества умений контактировать с миром. Начните с активного общения по телефону, продолжите в социальных сетях, общаясь с незнакомыми людьми, на форумах. Потом можно выйти на улицу и попробовать заговорить с человеком, которого видишь впервые. Нужно помнить, что застенчивость часто проходит, если человек оказывается в сложной ситуации. Даже просто попав в незнакомый район, он вынужден отбросить её, чтобы найти дорогу. Хорошим тренингом могут стать ответы у доски в классе, проведение самостоятельно инициированных конференций. Отлично работают курсы актёрского мастерства и курсы ведущих различных программ.

Нобелевский лауреат физик Лев Ландау для того, чтобы научиться не обращать внимания на чужое мнение, выходил на прогулку по Невскому проспекту с привязанным к шляпе воздушным шариком. Периодически он обращался к солидным незнакомцам: «Вы можете ответить на мой вопрос? Почему вы носите бороду?»

Как помочь застенчивому ребёнку учиться?

Дарья: Для того чтобы раскачать застенчивого ученика, нужно создать доверительную атмосферу, в которой тот сможет раскрыться. Это бывает сложно сделать в обычном классе, где одновременно занимаются 30 детей. Поэтому, если застенчивость болезненна и мешает учиться, стоит подумать о переводе школьника на дистанционный формат получения образования. Это позволит ему получить качественные знания и оставит время для работы над собой: для выполнения вышеперечисленных упражнений, позволяющих преодолеть застенчивость.

Если всё же принято решение учиться в обычной школе, то стоит уделить особое внимание внешнему виду школьника. Ведь застенчивому человеку всегда кажется, что в нём что-то не так. Но если он блестяще одет и выглядит на все 100 %, то его жизнь станет легче. Кроме того, хорошо найти способ позаниматься дополнительно. Качественные знания сами по себе могут стать хорошим подспорьем для преодоления застенчивости. Ведь «если я точно всё знаю, то стесняюсь явно меньше».

Корр.: Есть много тренингов для застенчивых людей, где «специалисты» берутся снять их робость за три или пять дней. Как вы относитесь к такого рода опытам?

Дарья: Я всё-таки сторонник постепенного наращивания контактности, и я однозначно против радикальных мер в отношении детей. Важно дать возможность застенчивому ребенку выйти из-за стенки. Потому что довольно странно стоять с ремнём над ребёнком и пытаться внушить открытость миру: «Нет, ты будешь активным, позитивным, жизнерадостным и контактным ребенком. Я так сказала!». Ведь мир такого ребенка станет еще более небезопасным местом, а значит, его застенчивость останется ведущим защитным механизмом. Кроме того, переживания, вызванные радикальными мерами, могут вылиться в психологическую травму.

Но иногда экстрим и правда работает. Когда застенчивый человек оказывается в реальной опасности, это заставляет его преодолеть застенчивость. Однако это, скорее, исключение из правил.

Поэтому лучше такую «борьбу» с застенчивостью проводить осторожно. Любовь, взаимопонимание, поддержка важны для любого ребёнка. Не думаю, что застенчивость позволяет накладывать на них ограничения.

источник:https://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/pomogaem-shkolniku-spravitsya-s-zastenchivostyu